Преодоление кризисов в период отказа от курения с использованием сервисов MobileHealth

Отказ от курения связан с перестройкой организма и освобождением от никотиновой зависимости. Как правило эти процессы сопровождаются неприятными ощущениями, переживаниями, самочувствием.

Самое тяжелое для бросающего – это преодолеть это состояние в течение нескольких недель, когда негативные переживания и ощущения наиболее остры. Особенно тяжело приходится тем, кто бросает без помощи никотинзаместительной терапии и вынужден испытывать себя на прочность требованиями мозга в очередной дозе никотина.

У подобных состояний существует определенная динамика – проходя кризисы, они постепенно теряют свою интенсивность и в итоге сходят на нет.

Однако, существуют факторы и обстоятельства, которые могут усиливать желание закурить, доводя состояние до невыносимого и может спровоцировать срыв. Такие факторы – триггеры – представляют собой ситуации, соединившиеся с курением в единый ритуал, или определенные эмоции, переживания, настроения, а также люди, обстоятельства, и даже предметы, которые ранее были или могли быть связаны с курением. Например, это может быть ожидание автобуса на остановке, чашка кофе, усталость или салон автомобиля. Это может быть даже вид собственной собаки, если пациент курил во время ее выгула.

Бросающие курить зачастую не готовы к собственной реакции на казалось бы безобидную ситуацию. Столкнувшись с внезапным и интенсивным приступом желания закурить, зачастую не знают что делать, а обратиться к специалисту времени нет.

Для того, чтобы справляться с такими триггерами – необходимо заранее проинформировать пациента о возможности возникновения таких ситуаций и обучить пациента – что делать, чтобы преодолеть кризис. Специалисты по отказу от курения хорошо знакомы с этим механизмом, но как донести его до пациентов и самое главное – как оказаться рядом в трудную минуту и помочь в ситуации обострения желания закурить?

С появлением и распространением телефонов и смартфонов, такие решения стали возможными и доступными. Например, в нашей стране действует федеральный мобильный сервис по отказу от курения «Бросаем Курить!». В основе сервиса лежат методики и поведенческие теории, направленные на обучение пользователя технологиям преодоления триггерных кризисов и профилактике стресса.

Мобильные технологии позволили решить сразу несколько задач, критически важных для успешного отказа от курения.

Во-первых, на стадии подготовки к отказу, сервис обучает пользователя определять триггеры, которые наиболее присущи именно ему.

Во-вторых, предлагает техники прогнозирования для профилактики внезапности.

В-третьих, сервис предлагает коупинговые техники для самостоятельного преодоления таких ситуаций в случае их наступления.

Таким образом, сервис оказывает индивидуализированную помощь каждому пользователю и составляет персональную программу на основании информации о портрете курильщика – стаже курения, частоте и т.п., а также других индивидуальных характеристик и особенностей поведения. Это позволяет методологически оснастить каждого пациента так, чтобы оказавшись в сложной ситуации он мог применить технологический арсенал для преодоления кризиса и не допустить срыва.

Уникальная особенность сервиса заключается в том, что он самообучается по мере «общения» с пользователем. Интерактивное взаимодействие с пользователем позволяет сервису узнать – какие триггеры наиболее актуальны данному пользователю на данном этапе. Пользователь получает подсказки о возможных и наиболее опасных триггерах заранее и напоминает техникам преодоления. Таким образом, пациент заранее готов к триггерным ситуациям и знает, как их преодолеть и не допустить срыва.

Также важным представляется обучение пациента базовым навыкам управления своим настроением, эмоциями, переживаниями. Если в так называемой «обычной» жизни с негативными эмоциями можно справиться, то для бросающих курить они могут стать фактором срыва, что влечет не только возвращение к зависимости, но и удар по самооценке, неуверенности в своих силах, и как правило, отложенной следующей попытки бросить курить. В условиях оказания помощи в кабинетах по отказу от курения, данное обучение затруднительно в силу ограниченности по времени, недостатка специалистов и т.п. Размещение подобной информации на интернет ресурсах от части является решением, но не формирует приверженность и регулярность обращения пациента. Мобильный телефон и смартфон зарекомендовали себя эффективным инструментом для обучения пациента и оказания методической помощи в отказе от курения и преодоления триггерных ситуаций.